Математические задачи со спичками для 1 и 2 класса

Загадки на логику
Нестандартные задачи с решением
Занимательная математика
Логические задачи с ответами
Олимпиадные задания

Это учебная статья по математике, перед началом занятий мы рекомендуем ознакомиться с вводной частью

Спички детям не игрушка!

В этом занятии будет идти речь о головоломках, связанных с выкладыванием фигурок и цифр из одинаковых палочек. По традиции в условиях задач такие палочки называются «спичками», хотя можно воспользоваться любыми другими одинаковыми палочками. Лучше всего использовать счётные палочки – они больше, чем спички и, соответственно, более удобны для ребёнка. Подойдут и карандаши, и фломастеры, и любые другие длинные одинаковые предметы. Мы будем называть используемые предметы спичками, что и будет отражено на рисунках.

Задачки со спичками традиционно являются задачами на перекладывание или убирание какого-то количества спичек. Обычно в условии нам предлагается какая-либо фигура, из которой, переложив или убрав указанное количество спичек, нужно получить новую фигуру, удовлетворяющую каким-то требуемым свойствам. Вместо фигуры в задаче может идти речь о некотором числовом выражении или даже слове.

Для того чтобы решать задачи с числовыми равенствами, сначала договоримся о правилах, которыми будем пользоваться.

  1. Написание цифр:

Alt text

  1. Во всех без исключения задачах запрещается гнуть или ломать спички, а также класть их одну на другую (считая, что это одна спичка).
  2. Если требуется убрать или переложить какое-то количество спичек, то непременно нужно убрать или переложить именно столько спичек, сколько сказано – ни больше ни меньше.
  3. В результате выполнения требований задачи не должно быть «лишних» или «висячих» спичек. Например, если в задаче требуется составить два квадрата, то в результате должны получиться ровно два квадрата и ничего лишнего. В противном случае (то есть при наличии «висячих» спичек) задача считается нерешённой.

Разберём это на примерах.

Задача 1.

Alt text

На рисунке можно увидеть 5 квадратов (4 маленьких и 1 большой). Уберите как можно меньше спичек, чтобы осталось ровно 3 одинаковых квадрата.

Ответ:

убрать надо 2 спички:

Alt text

Комментарий 1.

Alt text

Да, именно две спички, а не одну, как можно было бы подумать. Ведь стоит убрать одну спичку – и целыми остаются только три квадрата. Но тогда остаётся одна лишняя (розовая спичка на рисунке) – «висячая» спичка, не входящая в состав ни одного из квадратов.

Комментарий 2.

Заметим, что если бы требование получить три одинаковых квадрата отсутствовало, то вполне можно было убрать одну и получить ровно три квадрата. Например, так, как на рисунке.

Alt text

Задача 2.

На рисунке вы видите выложенное из спичек верное равенство. Переложите в нём одну спичку так, чтобы получилось новое верное равенство.

Alt text

Ответ:

6 - 3 = 9 - 6

Alt text

Задача 3.

Alt text

На рисунке сверху изображён домик. Переложив 2 спички, поверните домик в другую сторону.

Ответ:

Alt text

Также отметим, что некоторые задачи могут иметь не единственное решение. Потому если ваш ребёнок получил ответ, отличающийся от приведённого нами, то это не значит, что он не прав. Возможно, он решил задачу другим способом. В качестве упражнения, вы можете предложить ему попытаться найти другое решение этой задачи.

В заключение добавим, что вы можете придумать массу подобных задач самостоятельно и предложить своим друзьям.

Желаем успехов!

Испытайте свои знания!

Для самых умных и талантливых учеников мы проводим на сайте дистанционную интернет-олимпиаду. Сразу же после прохождения олимпиады показываются результаты и полный разбор задач для работы над ошибками. В зависимости от успехов олимпиадника выдаются электронные дипломы и похвальные грамоты.

Каждый участник получает электронный сертификат участника.

Принять участие